Российский профсоюз работников культуры

Территориальные организации Российского профсоюза работников культуры Реестр региональных отраслевых соглашений Положение о Конкурсе для редакций СМИ, журналистов и авторов социальных медиа «65-летие Российского профсоюза работников культуры в отражении российских СМИ-2018» Пенсионная реформа

15.08.2018 

Рассылка газеты "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


09.08.2018 

Рассылка газеты "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


08.08.2018 

Информационное сообщение  ФНПP 07.08.2018

Читать подробнее


01.08.2018 

Рассылка газеты "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


26.07.2018 

Рассылка газеты "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


24.07.2018 

Информационное письмо ФНПР

Открыть документ

Партнеры

    

Министерство Культуры РФ
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральная служба по труду и занятости
Социально-трудовые 
конфликты в РФ
Солидарность

Выступление Председателя РПРК С. Н. Цыгановой на заседании Коллегии Минкультуры России

по теме «О современном состоянии и перспективах развития ДШИ»
г. Пушкин, 8 июля 2017 г.

 

Уважаемый Владимир Ростиславович, Уважаемые члены коллегии и приглашенные!

Вопрос, который сегодня обсуждается, не только чрезвычайно актуальный, но и острейший с точки зрения социальной защиты тех, кто занят в образовательной системе культуры. Почему? Потому, что есть проблемы, которые требуют корректировки и модернизации и связаны они с трудом и зарплатой.

1. Отсутствие централизованного управления системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ.

Чтобы понять насколько неэффективна такая модель управления художественным образованием достаточно вспомнить, как вводился приказ Минобрнауки России о норме часов за ставку заработной платы преподавателей ДШИ в 2015 г.

Осуществить переход на новые нормы труда (18 часов за ставку заработной платы для преподавателей младших и старших классов), в рамках сложившихся фондов оплаты труда учреждений, оказалось сложным, а в отдельных случаях — невозможным.

По прежнему из ряда субъектов РФ продолжают поступать тревожные сигналы об объединении ДШИ с другими учреждениями дополнительного образования детей, их реорганизации, а также о сокращении финансирования и бюджетных мест для приема в ДШИ.

Предложение: необходимо добиваться передачи ДШИ на региональный уровень, поскольку органы местного самоуправления (муниципалитеты не понимают специфики ДШИ, специалистов нет, подход как к общему образованию). В силу 131- ФЗ «О местном самоуправлении» Департаменты по культуре не могут повлиять на решения глав местного самоуправления.

Призываем Комитет по культуре Госдумы РФ поддержать и оказать содействие Минкультуры России в рассмотрении данного вопроса.

 

2. Не созданы условия для обучения и притока новых кадров в учреждения в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования.

Наметившаяся с 2012 года тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

На муниципальном уровне оклады настолько мизерные что молодые специалисты, отучившиеся по 7 лет в школе искусств, 4 года в среднем учебном заведении, а затем 5 лет — в высшем (консерватории) вынуждены искать работу не по призванию, а для удовлетворения жизненных потребностей, зачастую разменивая свой талант.

У преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. В настоящее время из-за низкой заработной платы, отсутствия жилья до 80% в школах работают преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста.

Действующий небольшой перечень утвержденных социальных льгот, для преподавателей ДШИ на местах практически не работает. Мы хорошо знаем, что закон № 131-ФЗ определил полномочия глав районов и городов, но зачастую постановления, изданные на уровне губернатора для поддержки молодых специалистов, органами самоуправления не выполняются.

На протяжении ряда лет не предоставляются льготы преподавателям ДШИ, проживающим и работающим в сельской местности в Республике Северная Осетия — Алания.

 

3. Сегодня все уровни власти принимают меры для исполнения майских Указов Президента РФ. Мониторинг выполнения «дорожных карт» показывает, что выполнение «майских» указов Президента в части увеличения заработной платы педагогических работников достигается не за счет реального увеличения их зарплаты при соблюдении нормы учебной нагрузки, а за счет увеличенной учебной нагрузки преподавателей, которые работают на две и более ставки, чем и обеспечивается доведение зарплаты до средней учителей в субъекте.

 

4. Отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения.

 

5. Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Сегодня важное значение имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести и корректировать учебно-воспитательный процесс.

Известно, что социальное самочувствие преподавателя может способствовать созданию доброжелательной, творческой обстановки, а может привести к нервозности преподавателей, конфликту между преподавателями, администрацией и преподавателями, перерасти в конфликт с участием учащихся и их родителей.

Профсоюз не только обращает внимание на проблемы социального характера ДШИ, но готов принять самое активное участие в их решении с привлечением территориальных организаций отраслевого профсоюза ( в пределах своей компетенции).