Выступление Председателя РПРК С. Н. Цыгановой на заседании Коллегии Минкультуры России
по теме «О современном состоянии и перспективах развития ДШИ»
г. Пушкин, 8 июля 2017 г.
Уважаемый Владимир Ростиславович, Уважаемые члены коллегии и приглашенные!
Вопрос, который сегодня обсуждается, не только чрезвычайно актуальный, но и острейший с точки зрения социальной защиты тех, кто занят в образовательной системе культуры. Почему? Потому, что есть проблемы, которые требуют корректировки и модернизации и связаны они с трудом и зарплатой.
1. Отсутствие централизованного управления системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ.
Чтобы понять насколько неэффективна такая модель управления художественным образованием достаточно вспомнить, как вводился приказ Минобрнауки России о норме часов за ставку заработной платы преподавателей ДШИ в 2015 г.
Осуществить переход на новые нормы труда (18 часов за ставку заработной платы для преподавателей младших и старших классов), в рамках сложившихся фондов оплаты труда учреждений, оказалось сложным, а в отдельных случаях — невозможным.
По прежнему из ряда субъектов РФ продолжают поступать тревожные сигналы об объединении ДШИ с другими учреждениями дополнительного образования детей, их реорганизации, а также о сокращении финансирования и бюджетных мест для приема в ДШИ.
Предложение: необходимо добиваться передачи ДШИ на региональный уровень, поскольку органы местного самоуправления (муниципалитеты не понимают специфики ДШИ, специалистов нет, подход как к общему образованию). В силу 131- ФЗ «О местном самоуправлении» Департаменты по культуре не могут повлиять на решения глав местного самоуправления.
Призываем Комитет по культуре Госдумы РФ поддержать и оказать содействие Минкультуры России в рассмотрении данного вопроса.
2. Не созданы условия для обучения и притока новых кадров в учреждения в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования.
Наметившаяся с 2012 года тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
На муниципальном уровне оклады настолько мизерные что молодые специалисты, отучившиеся по 7 лет в школе искусств, 4 года в среднем учебном заведении, а затем 5 лет — в высшем (консерватории) вынуждены искать работу не по призванию, а для удовлетворения жизненных потребностей, зачастую разменивая свой талант.
У преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. В настоящее время из-за низкой заработной платы, отсутствия жилья до 80% в школах работают преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста.
Действующий небольшой перечень утвержденных социальных льгот, для преподавателей ДШИ на местах практически не работает. Мы хорошо знаем, что закон № 131-ФЗ определил полномочия глав районов и городов, но зачастую постановления, изданные на уровне губернатора для поддержки молодых специалистов, органами самоуправления не выполняются.
На протяжении ряда лет не предоставляются льготы преподавателям ДШИ, проживающим и работающим в сельской местности в Республике Северная Осетия — Алания.
3. Сегодня все уровни власти принимают меры для исполнения майских Указов Президента РФ. Мониторинг выполнения «дорожных карт» показывает, что выполнение «майских» указов Президента в части увеличения заработной платы педагогических работников достигается не за счет реального увеличения их зарплаты при соблюдении нормы учебной нагрузки, а за счет увеличенной учебной нагрузки преподавателей, которые работают на две и более ставки, чем и обеспечивается доведение зарплаты до средней учителей в субъекте.
4. Отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения.
5. Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Сегодня важное значение имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести и корректировать учебно-воспитательный процесс.
Известно, что социальное самочувствие преподавателя может способствовать созданию доброжелательной, творческой обстановки, а может привести к нервозности преподавателей, конфликту между преподавателями, администрацией и преподавателями, перерасти в конфликт с участием учащихся и их родителей.
Профсоюз не только обращает внимание на проблемы социального характера ДШИ, но готов принять самое активное участие в их решении с привлечением территориальных организаций отраслевого профсоюза ( в пределах своей компетенции).