Елена Серкова: «Профсоюзные лидеры – альтруисты»
За почти
110-летнее существование в России у профсоюзов были непростые
времена. Самые сложные, пожалуй, пришлись на 1990-е годы.
Коммерциализация предприятий практически свела на нет цивилизованные
отношения работника и работодателя.
Сегодня
профсоюзы не без потерь, но вернули позиции. Как удалось сохранить
один из шестнадцати отраслевых профсоюзов республики – профсоюз
работников культуры, чем он живет сейчас и может ли влиять на
работодателей, «Региону» рассказала председатель Коми
республиканской организации Общероссийского профессионального союза
работников культуры, солистка театра оперы и балета Елена
Серкова.
– Елена
Владимировна, если не ошибаюсь, в начале 90-х в вашем профсоюзе
состояло 12 тысяч человек…
– Тогда и отрасль
была многочисленней. Кроме того, она включала в себя и работников
спорта, и журналистов, все творческие союзы и даже музыкантов
ресторанов. В 90-е начались массовые сокращения, объединения
организаций. Это было очень сложное время. Из 12 тысяч осталось 700
человек. Исчезло не только финансирование, но и какие бы то ни было
ориентиры, правовое регулирование. Госсобственность расформировывалась
– работники, оставаясь на своих местах, переставали быть членами
профсоюзов. Прекратились отчисления. Зарплату месяцами не получали:
помните, ее давали продуктами, вещами, иногда ненужными? Люди вообще
не понимали, как жить, было не до профсоюзов. Работодателям
приходилось доказывать очевидное.
– А как Вы
охарактеризуете сегодняшний период?
– Как стойкую
ремиссию. Сейчас у нас в организации состоит 1600 человек из трех с
половиной тысяч работающих в отрасли. За те восемь лет, что я на
должности председателя профсоюза, мы завершили расформирование своих
подопечных юрлиц: буквально перед новым годом расформировалась
последняя – ижемская – организация. Теперь все организации – на
стопроцентном профсоюзном учете и обслуживании в республиканском
комитете.
– Раньше
членами профсоюза было большинство работающих. Теперь наоборот. Как
объяснить людям, рожденным не в Советском Союзе, что такое профсоюз
и зачем он нужен?
– Есть понятие
«вертикаль власти». Мы ее представляем как вектор сверху вниз.
Профсоюз выстраивает вертикаль снизу вверх. Наши работодатели –
простые члены профсоюза: уборщики, кочегары, библиотекари, методисты,
солисты… Они же работодатели председателя Федерации профсоюзов России.
Финансирование организации складывается из добровольных взносов членов
профсоюза. Председатели не принимают решения самостоятельно. Решения
принимаются коллективно.
Главный закон для
профсоюзов – Трудовой кодекс. Это единственная в стране общественная
организация, имеющая свой закон – 10-й ФЗ, «Закон о профсоюзах». 29
статей трудового кодекса ссылаются на согласование с профсоюзами. В
90-е годы, когда было не до профсоюзов, власти все же понимали, что
сторона работника должна быть представлена в том или ином правовом
акте, и работник должен быть защищен. Тогда при Ельцине возникла
строка в Трудовом кодексе о согласовании с профсоюзом и иными
организациями, представляющими работников. Под «иными организациями»
подразумевались советы трудовых коллективов – СТК. Они тогда стали
повсеместно организовываться – без взносов, без системы, без прав, без
устава и обязательств – и часто были формальными. В начале
двухтысячных работники стали понимать, что СТК не выход. Это не
поддерживаемая и не контролируемая никем организация, по сути
беспомощная. Необходимо руководство законодательной базой. Работа
профсоюзов выстраивалась сто лет, есть опыт, традиции. Почему девиз
профсоюзов – «В единстве наша сила»? Потому что по-другому быть не
может. Профсоюз представляет интересы работника. На крупном
предприятии работнику не добраться до работодателя, не обратиться к
нему напрямую, для этого существует проф-союз. Защита трудовых прав
работника – самое первое предназначение профсоюза.
– В чем
заключается Ваша работа как председателя профсоюза?
– Это ежедневная
скрупулезная работа, связанная с отстаиванием прав и интересов
работников, с их аттестацией, с выплатами, наградами, с документами. К
примеру, положение об оплате труда работников госучреждений культуры в
2018 году претерпело серьезные изменения. Мы со специалистами
Минкульта работали над этим днем и ночью, я не могла в отпуск уйти,
пока мы не поставили в наших правках последнюю точку. Профсоюз еще
стоит на страже коллективных договоров и соглашений. В любой
организации есть колдоговор с приложениями. Это локальный нормативный
акт организации, незыблемый как для работника, так и для работодателя.
Но у работодателей есть юристы, а у работников их нет. Но есть
профсоюз, который помогает разобраться в структуре колдоговора и
правилах внутреннего трудового распорядка и четко следит за их
исполнением. Да и работодатели не всегда знают, как грамотно составить
колдоговор, ведь часто это вчерашние работники. Обе стороны приходят к
нам за консультациями.
Разумеется, две
главных сферы моей деятельности пересекаются. В 2012 году я предложила
идею проекта «Северный гастрольный тур» и очень рада, что руководство
театра меня поддержало. С тех пор Театр оперы и балета регулярно
выезжает в глубинку. До пандемии театр часто гастролировал – до шести
раз в год выезжал на гастроли за границу – на месяц, полтора. Часть
труппы оставалась в театре. Полноценный спектакль в таких условиях не
дашь, но работать нужно. Почему бы не показать спектакли и концерты в
коми глубинке? Как раз тогда были поставлены удобные для таких туров
«Королевский бутерброд», «Моя жена – лгунья». Но основной акцент был
сделан на концерты, которые мы стали вывозить в села. Позже я стала
подключать к проекту профсоюзы, чтобы привлекать зрителей и
анонсировать наши приезды. Проект вырос и продолжается до сих пор.
Если зритель не может приехать в театр, значит, театр приедет к
зрителю: в Вуктыл, в Кельчиюр, в Диюр, в Краснобор… По нацпроекту
«Культура» во многих селах отремонтированы залы, созданы условия для
таких концертов и спектаклей.
– В те же
90-е профсоюзы рассматривали как оппозиционную силу…
– Да, поначалу и я
сталкивалась с непониманием со стороны руководителей. Многие, помня о
90-х, ждали какого-то протеста. Но тогда, на Горбатом мосту, шахтеры
отстаивали свои права и добились многого. Мы и сами в те годы выходили
на площадь, требуя выплаты заработной платы деньгами, а не талонами и
вещами. Порошком, мылом и кроссовками детей не накормишь. И вот с тех
времен и до сих пор профсоюзов побаиваются, считая оппозицией.
Но время
изменилось, и теперь профсоюзы – партнеры работодателей, так же как и
работников. Сегодня мой девиз и критерий работы: профсоюз – это не
оппозиция, а социальное партнерство и конструктивный диалог. Став
председателем, я ежегодно объезжаю все наши первичные организации от
Прилузья до Воркуты, рассказывая о принципах профсоюзной работы.
Всегда можно договориться, не надо воевать, надо разговаривать. Я хочу
поблагодарить работодателей, которые, являясь членами профсоюзов,
поддерживают профсоюзное движение и социальное партнерство.
– По каким
вопросам к Вам лично обращаются члены профсоюза?
– И по незаконным
увольнениям, и по вопросам с выплатой заработной платы, по трудовому
стажу, аттестации, по наградам, распределению средств на целевую учебу
и охраны труда.
– А примеры
привести можете?
– Не буду называть
участников и район, но в одном из муниципалитетов проходила спецоценка
условий труда. С некоторого времени она заменила аттестацию рабочих
мест. Возможно, не все работодатели изучили условия, но в одном из
учреждений провели заочную оценку условий труда с помощью одной из
иногородних фирм. А в районах у нас есть сложные, вредные условия
работы в сфере культуры. Например, у кочегаров, которые отапливают
клубные, библиотечные системы, а от их работы зависит функционирование
учреждений. И вот ко мне на профсоюзное собрание в мае, на лодках, во
время разлива приплыли люди и поделились этой проблемой. Заочная
оценка не обнаружила вредного фактора в их работе. А они всю жизнь
получали за это доплату и дополнительные дни к отпуску. И при этом ни
одного эксперта они не видели.
Но ведь
категорически нельзя проводить такую спецоценку заочно! Более того,
она проводится на рабочем месте, в присутствии комиссии, в которую
входит представитель профсоюза. Это два незыблемых постулата. В данном
случае мы разобрались и помогли и работникам, и их руководителям,
потому что профсоюз имеет право помочь решить проблему, не доводя ее
до судебных разбирательств. Если бы подключилась Рострудинспекция, то
все это закончилось бы штрафами, взысканиями, увольнениями и так
далее. Но наша задача была не покарать, а помочь. В итоге
провинившаяся фирма провела оценку за свой счет и справедливость была
восстановлена.
– А что,
кроме защиты прав, мотивирует работников вступать в профсоюз?
– Раньше профсоюзы
занимались детским отдыхом, теперь это прерогатива Минобраза и
лицензированных организаций. Но мы занимаемся семейным отдыхом.
Сегодня у нас заключены договоры со многими санаториями, где члены
профсоюзов могут отдохнуть с хорошими скидками. Это санатории и дома
отдыха в Ярославской, Псковской области, в Крыму, на Кавказе, например
единственный санаторий на территории Чеченской республики на
уникальных сероводородных источниках – Серноводск Кавказский, где
члены нашего профсоюза и их семьи могут отдохнуть с тридцатипроцентной
скидкой. У Федерации профсоюзов России есть объединение «Профкурорт»,
где члены профсоюзов могут получить скидку на отдых в более чем в
трехстах курортах в России и за рубежом.… Если прибавить сюда
двадцатипроцентный кэшбэк по карте «Мир», то выгода выходит
существенная. По такой системе ежегодно отдыхают 350 – 400 работников
сферы культуры региона.
Дети членов
профсоюза имеют льготы при поступлении в Санкт-Петербургский
гуманитарный университет профсоюзов. У вуза есть филиалы по всей
стране, ближайший в Кирове, где можно получить заочное образование. У
нас с ними прямой договор, и многие ребята из Коми учатся в нашем
профильном вузе. Дважды в год представители университета приезжают в
Сыктывкар и рассказывают будущим абитуриентам о возможностях, которые
дает учеба в этом вузе.
– Как Вы
вообще попали в профсоюзное движение?
– Это у нас
семейное, и активная жизненная позиция у меня с детства. Мама медик,
всегда была членом профсоюза, работала медсестрой в тубдиспансере,
бабушка 42 года проработала операционной сестрой лор-отделения
республиканской больницы. Отец – мастер спорта СССР по вольной борьбе,
воспитанник знаменитого Алимбега Бестаева, потом работал в таксопарке,
строителем и тоже был членом профсоюза. Получается, я пошла по их
стопам.
– Но
вокалистов в семье не было? Как получилось, что Вы стали оперной
певицей?
– Хоть никто
профессионально не был связан с музыкой, но пели в семье все – и в
праздники, и в будни. Абсолютный слух был у всех. У многих
родственников хорошее начальное музыкальное образование. Я тоже
училась в сыктывкарской музыкальной школе по классу виолончели у Лилии
Вильгельмовны Волковой и занималась в ансамбле «Пионерская дружба» во
Дворце пионеров. В общем, обычное для ребенка дело, но петь я готова
была с утра до ночи. В детстве мне прочили консерваторию, но меня это
слово почему-то пугало, и я всем говорила, что закончу академию, а
какую академию, понятия не имела. Но судьба распорядилась так, что я
закончила целых две академии – Гнесинку (Российская академия музыки
им. Гнесиных) и Академию госслужбы в Сыктывкаре.
Да и поступила я в
музыкальное училище случайно. Восьмой класс я закончила не только с
аттестатом о неполном среднем образовании, но и с корочкой младшего
продавца, которую нам выдали после курсов в учебно-производственном
комбинате. Она давала право поступления без экзаменов на технолога в
Сыктывкарский торговый техникум. Я собрала документы – и пошла. Но
впервые в тот год отменили поступление после 8 класса. Это был шок. Я
в слезах шла по городу, забрела на Юбилейную, ныне Стефановскую,
площадь и на дверях училища искусств увидела объявление: впервые на
вокальное отделение принимают после 8 класса. А я же солистка
ансамбля, вы помните. И этот пакет, приготовленный на технолога, я
отнесла в училище искусств. Там Тамара Николаевна Демидова мой
пионерский голос быстро распела до академического вокала, и стало
понятно, что вокал – это мое будущее.
С первого курса
училища нас готовили в консерваторию, но я же не хотела в
консерваторию, я хотела в академию Гнесиных. С первого раза не
поступила, слетела с третьего тура. Целый год я упорно занималась, а
когда поступила на следующий год, оказалась в классе Зары Долухановой,
боготворимой в Советском Союзе, любимой певицы моей мамы.
Сегодня в моем
репертуаре более пятидесяти партий и ролей. Любимые – Графиня в
«Пиковой даме», Дуняша в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Цыганка
Чипра в классической оперетте «Цыганский барон», Азучена в «Трубадуре»
Верди. Люблю «Мышеловку» Александра Журбина, где играю Миссис Бойл,
очень люблю Казачку Марфу в «Бабьем бунте». Из последнего – интересная
работа в мюзикле «Бременские музыканты», где я играю Атаманшу. Обожаю
«Севастопольский вальс» и свою партию тёти Дины – черноморской льдины.
Это потрясающий персонаж! Я вообще люблю характерные роли.
– Что для
Вас все-таки на первом месте – карьера солистки театра или
профсоюзного лидера?
– Прежде всего я
мама, жена и дочь. Семья – самое первое и главное. У меня двое
сыновей, и всю свою жизнь считаю это главной своей ролью. У меня очень
теплые отношения с детьми, младшим братом, которого мы с мужем
воспитывали с девятилетнего возраста, а теперь и с внуком. Что
касается второго, разделить общественное и профессиональное я не могу.
Это образ жизни. В театр я пришла в 1995 году, после училища, на
вакансию артистки хора, уже работая, училась в музыкальной академии. И
с первого дня работы в театре я член профсоюза. Через десять лет стала
председателем профкома театра. Профсоюз у нас там многочисленный, и у
меня есть надежные помощники. Позже закончила Академию госслужбы, и с
2014 года – председатель отраслевого республиканского профсоюза.
–
Общественная работа отнимает много сил и времени: чем приходится
жертвовать?
– Выходными. В
субботу-воскресенье выходные здесь, в профсоюзе, а в театре это самые
активные дни. В понедельник в театре выходной – значит с раннего утра
я здесь. Рабочий день у меня ненормированный, и тут он может
закончиться глубоко за полночь. Есть командировки, есть мероприятия,
приходится лавировать между спектаклями и выступлениями. В новогодние
каникулы отдыхал профсоюз, театр работал, у театра начались каникулы –
в профсоюзе страда. Профсоюзные лидеры – альтруисты и при этом у них
очень много энергии. Никто от работы их не освободит, а они организуют
мероприятия для работников, занимаются их отдыхом и здоровьем, защитой
прав. В профсоюзе нет слова «нет», и двери всегда открыты. Мне
позвонить можно в любое время суток, в будни и выходные.
Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото Сергея
Зиновьева,
пресс-службы
Федерации
профсоюзов РК
и из архива
Елены Серковой