Общероссийский профсоюз работников культуры

Реестр региональных отраслевых соглашений Информация регионов Информация регионов

15.04.2024 

На рабочей группе РТК поддержаны изменения об особенностях расследования несчастных случае на производстве

Читать подробнее


10.04.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


03.04.2024 

3 апреля в Москве в Доме Союзов открылся XII съезд ФНПР, официальные мероприятия которого завершатся 5 апреля

Открыть документ

20.03.2024 

XXIII отчетно-выборная конференция Пермской краевой организации ОПРК

Читать подробнее


20.03.2024 

Состоялось заседание рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения

Читать подробнее


13.03.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


Елена Серкова: «Профсоюзные лидеры – альтруисты»

За почти 110-летнее существование в России у профсоюзов были непростые времена. Самые сложные, пожалуй, пришлись на 1990-е годы. Коммерциализация предприятий практически свела на нет цивилизованные отношения работника и работодателя.
Сегодня профсоюзы не без потерь, но вернули позиции. Как удалось сохранить один из шестнадцати отраслевых профсоюзов республики – профсоюз работников культуры, чем он живет сейчас и может ли влиять на работодателей, «Региону» рассказала председатель Коми республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников культуры, солистка театра оперы и балета Елена Серкова.

– Елена Владимировна, если не ошибаюсь, в начале 90-х в вашем профсоюзе состояло 12 тысяч человек…
– Тогда и отрасль была многочисленней. Кроме того, она включала в себя и работников спорта, и журналистов, все творческие союзы и даже музыкантов ресторанов. В 90-е начались массовые сокращения, объединения организаций. Это было очень сложное время. Из 12 тысяч осталось 700 человек. Исчезло не только финансирование, но и какие бы то ни было ориентиры, правовое регулирование. Госсобственность расформировывалась – работники, оставаясь на своих местах, переставали быть членами профсоюзов. Прекратились отчисления. Зарплату месяцами не получали: помните, ее давали продуктами, вещами, иногда ненужными? Люди вообще не понимали, как жить, было не до профсоюзов. Работодателям приходилось доказывать очевидное.


– А как Вы охарактеризуете сегодняшний период?
– Как стойкую ремиссию. Сейчас у нас в организации состоит 1600 человек из трех с половиной тысяч работающих в отрасли. За те восемь лет, что я на должности председателя профсоюза, мы завершили расформирование своих подопечных юрлиц: буквально перед новым годом расформировалась последняя – ижемская – организация. Теперь все организации – на стопроцентном профсоюзном учете и обслуживании в республиканском комитете.


– Раньше членами профсоюза было большинство работающих. Теперь наоборот. Как объяснить людям, рожденным не в Советском Союзе, что такое профсоюз и зачем он нужен?
– Есть понятие «вертикаль власти». Мы ее представляем как вектор сверху вниз. Профсоюз выстраивает вертикаль снизу вверх. Наши работодатели – простые члены профсоюза: уборщики, кочегары, библиотекари, методисты, солисты… Они же работодатели председателя Федерации профсоюзов России. Финансирование организации складывается из добровольных взносов членов профсоюза. Председатели не принимают решения самостоятельно. Решения принимаются коллективно.
Главный закон для профсоюзов – Трудовой кодекс. Это единственная в стране общественная организация, имеющая свой закон – 10-й ФЗ, «Закон о профсоюзах». 29 статей трудового кодекса ссылаются на согласование с профсоюзами. В 90-е годы, когда было не до профсоюзов, власти все же понимали, что сторона работника должна быть представлена в том или ином правовом акте, и работник должен быть защищен. Тогда при Ельцине возникла строка в Трудовом кодексе о согласовании с профсоюзом и иными организациями, представляющими работников. Под «иными организациями» подразумевались советы трудовых коллективов – СТК. Они тогда стали повсеместно организовываться – без взносов, без системы, без прав, без устава и обязательств – и часто были формальными. В начале двухтысячных работники стали понимать, что СТК не выход. Это не поддерживаемая и не контролируемая никем организация, по сути беспомощная. Необходимо руководство законодательной базой. Работа профсоюзов выстраивалась сто лет, есть опыт, традиции. Почему девиз профсоюзов – «В единстве наша сила»? Потому что по-другому быть не может. Профсоюз представляет интересы работника. На крупном предприятии работнику не добраться до работодателя, не обратиться к нему напрямую, для этого существует проф-союз. Защита трудовых прав работника – самое первое предназначение профсоюза.


– В чем заключается Ваша работа как председателя профсоюза?
– Это ежедневная скрупулезная работа, связанная с отстаиванием прав и интересов работников, с их аттестацией, с выплатами, наградами, с документами. К примеру, положение об оплате труда работников госучреждений культуры в 2018 году претерпело серьезные изменения. Мы со специалистами Минкульта работали над этим днем и ночью, я не могла в отпуск уйти, пока мы не поставили в наших правках последнюю точку. Профсоюз еще стоит на страже коллективных договоров и соглашений. В любой организации есть колдоговор с приложениями. Это локальный нормативный акт организации, незыблемый как для работника, так и для работодателя. Но у работодателей есть юристы, а у работников их нет. Но есть профсоюз, который помогает разобраться в структуре колдоговора и правилах внутреннего трудового распорядка и четко следит за их исполнением. Да и работодатели не всегда знают, как грамотно составить колдоговор, ведь часто это вчерашние работники. Обе стороны приходят к нам за консультациями.
Разумеется, две главных сферы моей деятельности пересекаются. В 2012 году я предложила идею проекта «Северный гастрольный тур» и очень рада, что руководство театра меня поддержало. С тех пор Театр оперы и балета регулярно выезжает в глубинку. До пандемии театр часто гастролировал – до шести раз в год выезжал на гастроли за границу – на месяц, полтора. Часть труппы оставалась в театре. Полноценный спектакль в таких условиях не дашь, но работать нужно. Почему бы не показать спектакли и концерты в коми глубинке? Как раз тогда были поставлены удобные для таких туров «Королевский бутерброд», «Моя жена – лгунья». Но основной акцент был сделан на концерты, которые мы стали вывозить в села. Позже я стала подключать к проекту профсоюзы, чтобы привлекать зрителей и анонсировать наши приезды. Проект вырос и продолжается до сих пор. Если зритель не может приехать в театр, значит, театр приедет к зрителю: в Вуктыл, в Кельчиюр, в Диюр, в Краснобор… По нацпроекту «Культура» во многих селах отремонтированы залы, созданы условия для таких концертов и спектаклей.


– В те же 90-е профсоюзы рассматривали как оппозиционную силу…
– Да, поначалу и я сталкивалась с непониманием со стороны руководителей. Многие, помня о 90-х, ждали какого-то протеста. Но тогда, на Горбатом мосту, шахтеры отстаивали свои права и добились многого. Мы и сами в те годы выходили на площадь, требуя выплаты заработной платы деньгами, а не талонами и вещами. Порошком, мылом и кроссовками детей не накормишь. И вот с тех времен и до сих пор профсоюзов побаиваются, считая оппозицией.
Но время изменилось, и теперь профсоюзы – партнеры работодателей, так же как и работников. Сегодня мой девиз и критерий работы: профсоюз – это не оппозиция, а социальное партнерство и конструктивный диалог. Став председателем, я ежегодно объезжаю все наши первичные организации от Прилузья до Воркуты, рассказывая о принципах профсоюзной работы. Всегда можно договориться, не надо воевать, надо разговаривать. Я хочу поблагодарить работодателей, которые, являясь членами профсоюзов, поддерживают профсоюзное движение и социальное партнерство.
– По каким вопросам к Вам лично обращаются члены профсоюза?
– И по незаконным увольнениям, и по вопросам с выплатой заработной платы, по трудовому стажу, аттестации, по наградам, распределению средств на целевую учебу и охраны труда.


– А примеры привести можете?
– Не буду называть участников и район, но в одном из муниципалитетов проходила спецоценка условий труда. С некоторого времени она заменила аттестацию рабочих мест. Возможно, не все работодатели изучили условия, но в одном из учреждений провели заочную оценку условий труда с помощью одной из иногородних фирм. А в районах у нас есть сложные, вредные условия работы в сфере культуры. Например, у кочегаров, которые отапливают клубные, библиотечные системы, а от их работы зависит функционирование учреждений. И вот ко мне на профсоюзное собрание в мае, на лодках, во время разлива приплыли люди и поделились этой проблемой. Заочная оценка не обнаружила вредного фактора в их работе. А они всю жизнь получали за это доплату и дополнительные дни к отпуску. И при этом ни одного эксперта они не видели.
Но ведь категорически нельзя проводить такую спецоценку заочно! Более того, она проводится на рабочем месте, в присутствии комиссии, в которую входит представитель профсоюза. Это два незыблемых постулата. В данном случае мы разобрались и помогли и работникам, и их руководителям, потому что профсоюз имеет право помочь решить проблему, не доводя ее до судебных разбирательств. Если бы подключилась Рострудинспекция, то все это закончилось бы штрафами, взысканиями, увольнениями и так далее. Но наша задача была не покарать, а помочь. В итоге провинившаяся фирма провела оценку за свой счет и справедливость была восстановлена.
– А что, кроме защиты прав, мотивирует работников вступать в профсоюз?
– Раньше профсоюзы занимались детским отдыхом, теперь это прерогатива Минобраза и лицензированных организаций. Но мы занимаемся семейным отдыхом. Сегодня у нас заключены договоры со многими санаториями, где члены профсоюзов могут отдохнуть с хорошими скидками. Это санатории и дома отдыха в Ярославской, Псковской области, в Крыму, на Кавказе, например единственный санаторий на территории Чеченской республики на уникальных сероводородных источниках – Серноводск Кавказский, где члены нашего профсоюза и их семьи могут отдохнуть с тридцатипроцентной скидкой. У Федерации профсоюзов России есть объединение «Профкурорт», где члены профсоюзов могут получить скидку на отдых в более чем в трехстах курортах в России и за рубежом.… Если прибавить сюда двадцатипроцентный кэшбэк по карте «Мир», то выгода выходит существенная. По такой системе ежегодно отдыхают 350 – 400 работников сферы культуры региона.
Дети членов профсоюза имеют льготы при поступлении в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. У вуза есть филиалы по всей стране, ближайший в Кирове, где можно получить заочное образование. У нас с ними прямой договор, и многие ребята из Коми учатся в нашем профильном вузе. Дважды в год представители университета приезжают в Сыктывкар и рассказывают будущим абитуриентам о возможностях, которые дает учеба в этом вузе.

– Как Вы вообще попали в профсоюзное движение?
– Это у нас семейное, и активная жизненная позиция у меня с детства. Мама медик, всегда была членом профсоюза, работала медсестрой в тубдиспансере, бабушка 42 года проработала операционной сестрой лор-отделения республиканской больницы. Отец – мастер спорта СССР по вольной борьбе, воспитанник знаменитого Алимбега Бестаева, потом работал в таксопарке, строителем и тоже был членом профсоюза. Получается, я пошла по их стопам.
– Но вокалистов в семье не было? Как получилось, что Вы стали оперной певицей?
– Хоть никто профессионально не был связан с музыкой, но пели в семье все – и в праздники, и в будни. Абсолютный слух был у всех. У многих родственников хорошее начальное музыкальное образование. Я тоже училась в сыктывкарской музыкальной школе по классу виолончели у Лилии Вильгельмовны Волковой и занималась в ансамбле «Пионерская дружба» во Дворце пионеров. В общем, обычное для ребенка дело, но петь я готова была с утра до ночи. В детстве мне прочили консерваторию, но меня это слово почему-то пугало, и я всем говорила, что закончу академию, а какую академию, понятия не имела. Но судьба распорядилась так, что я закончила целых две академии – Гнесинку (Российская академия музыки им. Гнесиных) и Академию госслужбы в Сыктывкаре.
Да и поступила я в музыкальное училище случайно. Восьмой класс я закончила не только с аттестатом о неполном среднем образовании, но и с корочкой младшего продавца, которую нам выдали после курсов в учебно-производственном комбинате. Она давала право поступления без экзаменов на технолога в Сыктывкарский торговый техникум. Я собрала документы – и пошла. Но впервые в тот год отменили поступление после 8 класса. Это был шок. Я в слезах шла по городу, забрела на Юбилейную, ныне Стефановскую, площадь и на дверях училища искусств увидела объявление: впервые на вокальное отделение принимают после 8 класса. А я же солистка ансамбля, вы помните. И этот пакет, приготовленный на технолога, я отнесла в училище искусств. Там Тамара Николаевна Демидова мой пионерский голос быстро распела до академического вокала, и стало понятно, что вокал – это мое будущее.
С первого курса училища нас готовили в консерваторию, но я же не хотела в консерваторию, я хотела в академию Гнесиных. С первого раза не поступила, слетела с третьего тура. Целый год я упорно занималась, а когда поступила на следующий год, оказалась в классе Зары Долухановой, боготворимой в Советском Союзе, любимой певицы моей мамы.
Сегодня в моем репертуаре более пятидесяти партий и ролей. Любимые – Графиня в «Пиковой даме», Дуняша в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Цыганка Чипра в классической оперетте «Цыганский барон», Азучена в «Трубадуре» Верди. Люблю «Мышеловку» Александра Журбина, где играю Миссис Бойл, очень люблю Казачку Марфу в «Бабьем бунте». Из последнего – интересная работа в мюзикле «Бременские музыканты», где я играю Атаманшу. Обожаю «Севастопольский вальс» и свою партию тёти Дины – черноморской льдины. Это потрясающий персонаж! Я вообще люблю характерные роли.
– Что для Вас все-таки на первом месте – карьера солистки театра или профсоюзного лидера?
– Прежде всего я мама, жена и дочь. Семья – самое первое и главное. У меня двое сыновей, и всю свою жизнь считаю это главной своей ролью. У меня очень теплые отношения с детьми, младшим братом, которого мы с мужем воспитывали с девятилетнего возраста, а теперь и с внуком. Что касается второго, разделить общественное и профессиональное я не могу. Это образ жизни. В театр я пришла в 1995 году, после училища, на вакансию артистки хора, уже работая, училась в музыкальной академии. И с первого дня работы в театре я член профсоюза. Через десять лет стала председателем профкома театра. Профсоюз у нас там многочисленный, и у меня есть надежные помощники. Позже закончила Академию госслужбы, и с 2014 года – председатель отраслевого республиканского профсоюза.
– Общественная работа отнимает много сил и времени: чем приходится жертвовать?
– Выходными. В субботу-воскресенье выходные здесь, в профсоюзе, а в театре это самые активные дни. В понедельник в театре выходной – значит с раннего утра я здесь. Рабочий день у меня ненормированный, и тут он может закончиться глубоко за полночь. Есть командировки, есть мероприятия, приходится лавировать между спектаклями и выступлениями. В новогодние каникулы отдыхал профсоюз, театр работал, у театра начались каникулы – в профсоюзе страда. Профсоюзные лидеры – альтруисты и при этом у них очень много энергии. Никто от работы их не освободит, а они организуют мероприятия для работников, занимаются их отдыхом и здоровьем, защитой прав. В профсоюзе нет слова «нет», и двери всегда открыты. Мне позвонить можно в любое время суток, в будни и выходные.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото Сергея Зиновьева,
пресс-службы Федерации
профсоюзов РК
и из архива Елены Серковой