Российский профсоюз работников культуры

2017 — Год профсоюзной информации Территориальные организации Российского профсоюза работников культуры Реестр региональных отраслевых соглашений

07.12.2017 

Конституционный суд гарантировал оплату «северных» надбавок

Читать подробнее


07.12.2017 

Конституционный суд: надбавки в МРОТ не включать!

Читать подробнее


07.12.2017 

Поздравляем победителей конкурса «На лучшее проведение информационной и пропагандистской работы в организациях Профсоюза»!

Читать подробнее


07.12.2017 

6 декабря 2017 года в Москве состоялось VII заседание Президиума Центрального комитета Профсоюза

Читать подробнее


07.12.2017 

5 декабря 2017 года в Москве состоялось VI Собрание представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ

Читать подробнее


07.12.2017 

Изменены процедуры получения заработной платы в условиях «блокировки» счетов

Читать подробнее


Партнеры

    

Министерство Культуры РФ
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральная служба по труду и занятости
Социально-трудовые 
конфликты в РФ
Солидарность

Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том, что культура преодолевает любые санкции»

Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том. что культура преодолевает любые санкции»

Международный культурный форум, проходивший в Санкт Петербурге с 16 по 18 ноября, собрал около 35 тысяч участников, на его площадке прошли сотни мероприятий, подписаны 60 соглашений о сотрудничестве. О секрете успеха одного из самых крупных форумов страны, своих взглядах на цензуру и идеологию, а также о планах в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

— Фактически форум начал свою работу 15 ноября, проведено множество дискуссий по самым разным темам: от литературы и инклюзивности до революции и подводного наследия. С вашей точки зрения, чем привлекает такой формат экспертов?

— Этот, наверное, один из самых больших форумов в стране — прямой результат внимания, которое наш президент уделяет культуре в целом. Петербургский форум отличается от других тем, что у него постоянно работающая дирекция, что многие мероприятия, не только культурные, но и международные, экономические, проходят по всей стране — в рамках так называемых «площадок форума», то есть он живет весь год. Проходят конференции, семинары, выставки, встречи профессионалов.

Мы подписали вчера ряд международных соглашений, например о проведении в 2018 году «перекрестного» Года культуры с Катаром, который высказал пожелание стать официальным партнером Санкт-Петербургского культурного форума в следующем году. Такая инициатива, надеемся, привлечет дополнительные инвестиции в организацию форума.

Форум финансируется с этого года 50 на 50 Санкт-Петербургом и Министерством культуры, при этом, отмечу, бюджет форума очень скромный, его невозможно даже сравнить с бюджетами, например, Дальневосточного или Экономического форумов. Но мы видим, что наш форум по числу участников, гостей — среди лидеров: 35 тысяч участников, 1000 иностранных гостей, сотни культурных и деловых мероприятий. Это говорит о востребованности культуры, о том, как культура легко преодолевает любые санкции и барьеры.

— В рамках форума работала киносекция, а в ее преддверии прошел первый коллоквиум Международной организации кинопрессы (ФИПРЕССИ) о русском кино, на котором критик Андрей Плахов отметил, что в России существует косвенная цензура в виде избирательного финансирования кинопроектов.

— Я уже устал об этом говорить. У нас свободная страна. Государство финансирует те проекты, которые соответствуют нормативам закона и приоритетам культурной политики. Это же логично. А остальное — государство не запрещает. И это цензура, так, что ли? Когда хоть кто-то приведет реальный случай цензуры в стране, хоть один, я это буду с вами обсуждать.

А эти разговоры — из серии «надо что-нибудь сказать, чтобы тебя кто-то комментировал».

Вот, кстати, ваша ссылка на критика Плахова как раз в этом плане сама по себе показательная. Он же не в подполье это оглашает, а на форуме —публично, как специально приглашенный гость, хотя он тоже фигурировал в каких-то мифических черных списках. И при этом высказывает фантазийные суждения по поводу цензуры.

— Текущие показатели по кассовым сборам отечественных фильмов уже названы рекордными. Какие потенциальные хиты среди наших фильмов могут выстрелить до конца года?

— До конца года выйдут «Легенда о Коловрате», «Движение вверх» (о мюнхенской Олимпиаде 1972 года), «Ёлки новые», «Три богатыря и принцесса Египта». Какие из них хиты получатся — это зрителю решать. Как министр, я, конечно, каждому их них желаю успеха.

Пока что у нас «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом года, обойдя «Викинга». Это хорошее кино, на которое можно пойти всей семьей, которое интересно и взрослым, и детям. Фильм полностью российского производства, но сделанный с голливудским размахом. Некоторые по два раза ходят. Кто еще не видел, учтите: картина последнюю неделю на экранах.

— А на балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова, премьера которого в декабре, пойдете? Зрителям будете рекомендовать?

— На премьеру не пойду. Пойду на предпросмотр. Впечатлениями поделюсь.

— Какой процент отчислений с проката в Фонд кино вы считаете оптимальным для фильмов? В какой стадии находятся эти идеи?

— Во Франции, например, он довольно высокий, около 12%. Все платят, кино развивается. Однако есть мнение, что такая цифра для нашего кинорынка будет слишком тяжелой. Мы прорабатываем этот вопрос с отраслью — посчитаем, придем к оптимальному решению.

— Каков госбюджет на кино 2018 года?

— Государственную поддержку кинематографа мы стараемся не сокращать — это около 6 миллиардов ежегодно (мы поддерживаем до 100 художественных и 250 документальных фильмов в год и еще — мультипликацию) плюс около 1 миллиарда — субсидии на открытие кинозалов в малых городах. Если говорить о конкуренции, то дам только одно сравнение: бюджет только одного фильма —«Форсажа» — до 15 миллиардов рублей. Одного. Делайте выводы — нужна ли нашему кинематографу политика государственного протекционизма, или он сам с Голливудом тягаться будет.

— Вы коллекционируете оружие, а выставку персональную открыть не планировали?

— «Коллекционирую оружие» — это громко сказано. Я действительно давно им увлекаюсь, есть небольшая подборка холодного оружия. Персональная выставка? А к чему? Почти вся коллекция и так выставлена в Музее военной формы — общественном музее Российского военно-исторического общества. Сейчас он находится в центре Москвы, в Петроверигском переулке. Всех, кто любит нашу историю, с удовольствием туда приглашаю.

Там еще много уникальных интереснейших экспонатов, начиная от военных головных уборов российских императоров: там есть головные уборы и Павла, и Александра I. Также масса оригинальных военных мундиров разных времен: можно посмотреть, как развивалась культура военной формы.

Но эта экспозиция — только превью будущего Музея военной формы, который делает Военно-историческое общество. Мы надеемся открыть его в следующем году. Туда и моя коллекция тоже переедет.

— Можно подробнее о новом музее узнать?

Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том. что культура преодолевает любые санкции»

— Это большой проект: восстанавливаем почти полностью разрушенное здание в Москве, надеемся открыть действительно интересный общественный музей.

Кроме того, в этом году, в День героев Отечества, 9 декабря, РВИО откроет уникальный, первый в мире музей, посвященный московским стрельцам. Он будет в самом центре Москвы рядом с Третьяковкой.

Московские стрельцы — это первое регулярное войско в нашей стране. Так получилось, что, когда военно-историческое общество было возрождено в 2012 году, решением правительства нам было выделено небольшое помещение в центре Москвы, памятник архитектуры. Естественно, оно было в страшно запущенном состоянии и требовало ремонта. Пока ремонтировали, изучили историю этого здания, и рука не поднялась использовать его под банальный офис. Это оказалось здание XVI века, которое принадлежало полковнику московских стрельцов. Причем у стрельцов дети и внуки наследовали эту профессию — «Родину защищать» — и получали соответствующие привилегии. Так вот этот дом на протяжении нескольких поколений принадлежал московским стрельцам, вплоть до времен Петра I.

В общем, под музей стрельцов здание буквально само просится — даже придумывать ничего не надо.

Ведь что мы знаем о стрельцах? Только по фильму «Иван Васильевич меняет профессию» представляем, что они бегали с бердышами в красных кафтанах. Кстати сказать, кафтаны были разных цветов — у каждого полка свой цвет. И эти кафтаны вообще были первой военной униформой единого образца в нашей истории. Да и в Европе тогда единообразия, в общем, никакого не было. А то, что мушкетеры были в одинаковых красивых плащах — это, кстати, миф из кино.

— Есть решения, как справиться с матом на сцене и в кино?

— Есть закон: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» — в нем и в дополнительных нормативных актах это все регулируется. Например, для кино вообще очень просто регулируется: если есть нецензурная брань — прокатное удостоверение мы не выдаем.

А желание отдельных свободных художников непременно грязно материться в своих произведениях более эффективно регулируется не столько законом, сколько воспитанием. Хотя некоторых воспитывать уже поздно.

— А как вы оцениваете историю вокруг режиссера Юрия Быкова и его сериала «Спящие» о работе в Москве тайных агентов ФБР и борьбе с ними сотрудников ФСБ? Автор получил жесткую оценку от некоторых своих коллег по цеху и публично заявил, что хочет уйти после этого из профессии.

— Сериал не смотрел, но хочу. Юрий Быков — талантливый молодой режиссер, мне его фильмы нравятся, некоторые мы поддерживали субсидиями в общем порядке — тот же сериал «Спящие», к слову. В этом году выдали субсидию на его фильм «Сторож», сейчас идет работа. Что касается его эмоциональной реакции... Я готов его пригласить к себе на персональный тренинг «Как себя вести и что делать, когда тебя травят либералы».

— Конкретно этот сериал обвинили в чрезмерной идеологичности, а с вашей точки зрения, нужен ли в России орган, который отвечает за идеологию?

Это вопрос не ко мне, а к руководству страны. Что касается идеологии как таковой, то все рассуждения на тему, что, мол, она в стране не нужна, — они от безграмотности. Идеология — это как воздух или вода. Она есть.

Это набор ценностей и идей, которыми в своей жизни руководствуется человек разумный. Этим он отличается от питекантропа. Если человек знает, как жить, как создавать семью и защищать ее, как возделывать землю и строить отношения с соседями, то на основании этих идей он строит общество вокруг себя. Какая-то идеология может существовать несколько лет и обанкротиться, как нацистская идеология в Германии, а какая-то может властвовать над умами веками, как в России, Китае или в Японии. Соединенные Штаты Америки — абсолютно и глубоко идеологизированное общество, строящееся на своих представлениях о добре, зле, роли человека, принципах существования общества. Когда наши либеральные друзья начинают рассуждать, что в обществе не должно быть идеологии, они просто не понимают, что идеология есть всегда, вне зависимости от их рассуждений.

— Близятся выборы президента России; эксперты дают разные оценки, в том числе такие, по которым нынешний министр культуры не войдет в политическую команду страны. Вы как себя видите в 2018-м?

— Вы использовали правильное слово: «команда». Я работаю в этой команде и буду работать на том месте, на котором решит тренер и капитан. Никаких амбиций у меня нет. Где скажут «играть», в каком составе и на какой позиции, там и буду.

— То есть за пост не держитесь, не переживаете?

— Задача любого члена команды — сделать так, чтобы команда побеждала, играла хорошо.

И на том участке поля, где он «бегает», он несет свою ответственность. Как строится стратегия игры — за это отвечает тренер и капитан. Наша задача — выкладываться на 100% на поле, а не переживать, выбирать, кем ты хочешь быть: защитником или нападающим.

— Интересная метафора накануне Чемпионата мира по футболу, из-за которого на апрель переносится Московский международный кинофестиваль. Какие-то еще крупные события будут смещаться по графику?

— Наверное, да, потому что предполагается большое количество туристов, дополнительные меры безопасности в этой связи. К тому же никто не захочет информационно находиться в тени чемпионата.

 

Источник — Министерство культуры Российской Федерации