Общероссийский профсоюз работников культуры

Территориальные организации Российского профсоюза работников культуры Реестр региональных отраслевых соглашений Информация регионов Информация регионов

20.03.2024 

XXIII отчетно-выборная конференция Пермской краевой организации ОПРК

Читать подробнее


20.03.2024 

Состоялось заседание рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения

Читать подробнее


13.03.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


06.03.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


28.02.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


21.02.2024 

РАССЫЛКА ГАЗЕТЫ "СОЛИДАРНОСТЬ"

Читать подробнее


Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том, что культура преодолевает любые санкции»

Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том. что культура преодолевает любые санкции»

Международный культурный форум, проходивший в Санкт Петербурге с 16 по 18 ноября, собрал около 35 тысяч участников, на его площадке прошли сотни мероприятий, подписаны 60 соглашений о сотрудничестве. О секрете успеха одного из самых крупных форумов страны, своих взглядах на цензуру и идеологию, а также о планах в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

— Фактически форум начал свою работу 15 ноября, проведено множество дискуссий по самым разным темам: от литературы и инклюзивности до революции и подводного наследия. С вашей точки зрения, чем привлекает такой формат экспертов?

— Этот, наверное, один из самых больших форумов в стране — прямой результат внимания, которое наш президент уделяет культуре в целом. Петербургский форум отличается от других тем, что у него постоянно работающая дирекция, что многие мероприятия, не только культурные, но и международные, экономические, проходят по всей стране — в рамках так называемых «площадок форума», то есть он живет весь год. Проходят конференции, семинары, выставки, встречи профессионалов.

Мы подписали вчера ряд международных соглашений, например о проведении в 2018 году «перекрестного» Года культуры с Катаром, который высказал пожелание стать официальным партнером Санкт-Петербургского культурного форума в следующем году. Такая инициатива, надеемся, привлечет дополнительные инвестиции в организацию форума.

Форум финансируется с этого года 50 на 50 Санкт-Петербургом и Министерством культуры, при этом, отмечу, бюджет форума очень скромный, его невозможно даже сравнить с бюджетами, например, Дальневосточного или Экономического форумов. Но мы видим, что наш форум по числу участников, гостей — среди лидеров: 35 тысяч участников, 1000 иностранных гостей, сотни культурных и деловых мероприятий. Это говорит о востребованности культуры, о том, как культура легко преодолевает любые санкции и барьеры.

— В рамках форума работала киносекция, а в ее преддверии прошел первый коллоквиум Международной организации кинопрессы (ФИПРЕССИ) о русском кино, на котором критик Андрей Плахов отметил, что в России существует косвенная цензура в виде избирательного финансирования кинопроектов.

— Я уже устал об этом говорить. У нас свободная страна. Государство финансирует те проекты, которые соответствуют нормативам закона и приоритетам культурной политики. Это же логично. А остальное — государство не запрещает. И это цензура, так, что ли? Когда хоть кто-то приведет реальный случай цензуры в стране, хоть один, я это буду с вами обсуждать.

А эти разговоры — из серии «надо что-нибудь сказать, чтобы тебя кто-то комментировал».

Вот, кстати, ваша ссылка на критика Плахова как раз в этом плане сама по себе показательная. Он же не в подполье это оглашает, а на форуме —публично, как специально приглашенный гость, хотя он тоже фигурировал в каких-то мифических черных списках. И при этом высказывает фантазийные суждения по поводу цензуры.

— Текущие показатели по кассовым сборам отечественных фильмов уже названы рекордными. Какие потенциальные хиты среди наших фильмов могут выстрелить до конца года?

— До конца года выйдут «Легенда о Коловрате», «Движение вверх» (о мюнхенской Олимпиаде 1972 года), «Ёлки новые», «Три богатыря и принцесса Египта». Какие из них хиты получатся — это зрителю решать. Как министр, я, конечно, каждому их них желаю успеха.

Пока что у нас «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом года, обойдя «Викинга». Это хорошее кино, на которое можно пойти всей семьей, которое интересно и взрослым, и детям. Фильм полностью российского производства, но сделанный с голливудским размахом. Некоторые по два раза ходят. Кто еще не видел, учтите: картина последнюю неделю на экранах.

— А на балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова, премьера которого в декабре, пойдете? Зрителям будете рекомендовать?

— На премьеру не пойду. Пойду на предпросмотр. Впечатлениями поделюсь.

— Какой процент отчислений с проката в Фонд кино вы считаете оптимальным для фильмов? В какой стадии находятся эти идеи?

— Во Франции, например, он довольно высокий, около 12%. Все платят, кино развивается. Однако есть мнение, что такая цифра для нашего кинорынка будет слишком тяжелой. Мы прорабатываем этот вопрос с отраслью — посчитаем, придем к оптимальному решению.

— Каков госбюджет на кино 2018 года?

— Государственную поддержку кинематографа мы стараемся не сокращать — это около 6 миллиардов ежегодно (мы поддерживаем до 100 художественных и 250 документальных фильмов в год и еще — мультипликацию) плюс около 1 миллиарда — субсидии на открытие кинозалов в малых городах. Если говорить о конкуренции, то дам только одно сравнение: бюджет только одного фильма —«Форсажа» — до 15 миллиардов рублей. Одного. Делайте выводы — нужна ли нашему кинематографу политика государственного протекционизма, или он сам с Голливудом тягаться будет.

— Вы коллекционируете оружие, а выставку персональную открыть не планировали?

— «Коллекционирую оружие» — это громко сказано. Я действительно давно им увлекаюсь, есть небольшая подборка холодного оружия. Персональная выставка? А к чему? Почти вся коллекция и так выставлена в Музее военной формы — общественном музее Российского военно-исторического общества. Сейчас он находится в центре Москвы, в Петроверигском переулке. Всех, кто любит нашу историю, с удовольствием туда приглашаю.

Там еще много уникальных интереснейших экспонатов, начиная от военных головных уборов российских императоров: там есть головные уборы и Павла, и Александра I. Также масса оригинальных военных мундиров разных времен: можно посмотреть, как развивалась культура военной формы.

Но эта экспозиция — только превью будущего Музея военной формы, который делает Военно-историческое общество. Мы надеемся открыть его в следующем году. Туда и моя коллекция тоже переедет.

— Можно подробнее о новом музее узнать?

Владимир Мединский: «Успех Культурного форума говорит о том. что культура преодолевает любые санкции»

— Это большой проект: восстанавливаем почти полностью разрушенное здание в Москве, надеемся открыть действительно интересный общественный музей.

Кроме того, в этом году, в День героев Отечества, 9 декабря, РВИО откроет уникальный, первый в мире музей, посвященный московским стрельцам. Он будет в самом центре Москвы рядом с Третьяковкой.

Московские стрельцы — это первое регулярное войско в нашей стране. Так получилось, что, когда военно-историческое общество было возрождено в 2012 году, решением правительства нам было выделено небольшое помещение в центре Москвы, памятник архитектуры. Естественно, оно было в страшно запущенном состоянии и требовало ремонта. Пока ремонтировали, изучили историю этого здания, и рука не поднялась использовать его под банальный офис. Это оказалось здание XVI века, которое принадлежало полковнику московских стрельцов. Причем у стрельцов дети и внуки наследовали эту профессию — «Родину защищать» — и получали соответствующие привилегии. Так вот этот дом на протяжении нескольких поколений принадлежал московским стрельцам, вплоть до времен Петра I.

В общем, под музей стрельцов здание буквально само просится — даже придумывать ничего не надо.

Ведь что мы знаем о стрельцах? Только по фильму «Иван Васильевич меняет профессию» представляем, что они бегали с бердышами в красных кафтанах. Кстати сказать, кафтаны были разных цветов — у каждого полка свой цвет. И эти кафтаны вообще были первой военной униформой единого образца в нашей истории. Да и в Европе тогда единообразия, в общем, никакого не было. А то, что мушкетеры были в одинаковых красивых плащах — это, кстати, миф из кино.

— Есть решения, как справиться с матом на сцене и в кино?

— Есть закон: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» — в нем и в дополнительных нормативных актах это все регулируется. Например, для кино вообще очень просто регулируется: если есть нецензурная брань — прокатное удостоверение мы не выдаем.

А желание отдельных свободных художников непременно грязно материться в своих произведениях более эффективно регулируется не столько законом, сколько воспитанием. Хотя некоторых воспитывать уже поздно.

— А как вы оцениваете историю вокруг режиссера Юрия Быкова и его сериала «Спящие» о работе в Москве тайных агентов ФБР и борьбе с ними сотрудников ФСБ? Автор получил жесткую оценку от некоторых своих коллег по цеху и публично заявил, что хочет уйти после этого из профессии.

— Сериал не смотрел, но хочу. Юрий Быков — талантливый молодой режиссер, мне его фильмы нравятся, некоторые мы поддерживали субсидиями в общем порядке — тот же сериал «Спящие», к слову. В этом году выдали субсидию на его фильм «Сторож», сейчас идет работа. Что касается его эмоциональной реакции... Я готов его пригласить к себе на персональный тренинг «Как себя вести и что делать, когда тебя травят либералы».

— Конкретно этот сериал обвинили в чрезмерной идеологичности, а с вашей точки зрения, нужен ли в России орган, который отвечает за идеологию?

Это вопрос не ко мне, а к руководству страны. Что касается идеологии как таковой, то все рассуждения на тему, что, мол, она в стране не нужна, — они от безграмотности. Идеология — это как воздух или вода. Она есть.

Это набор ценностей и идей, которыми в своей жизни руководствуется человек разумный. Этим он отличается от питекантропа. Если человек знает, как жить, как создавать семью и защищать ее, как возделывать землю и строить отношения с соседями, то на основании этих идей он строит общество вокруг себя. Какая-то идеология может существовать несколько лет и обанкротиться, как нацистская идеология в Германии, а какая-то может властвовать над умами веками, как в России, Китае или в Японии. Соединенные Штаты Америки — абсолютно и глубоко идеологизированное общество, строящееся на своих представлениях о добре, зле, роли человека, принципах существования общества. Когда наши либеральные друзья начинают рассуждать, что в обществе не должно быть идеологии, они просто не понимают, что идеология есть всегда, вне зависимости от их рассуждений.

— Близятся выборы президента России; эксперты дают разные оценки, в том числе такие, по которым нынешний министр культуры не войдет в политическую команду страны. Вы как себя видите в 2018-м?

— Вы использовали правильное слово: «команда». Я работаю в этой команде и буду работать на том месте, на котором решит тренер и капитан. Никаких амбиций у меня нет. Где скажут «играть», в каком составе и на какой позиции, там и буду.

— То есть за пост не держитесь, не переживаете?

— Задача любого члена команды — сделать так, чтобы команда побеждала, играла хорошо.

И на том участке поля, где он «бегает», он несет свою ответственность. Как строится стратегия игры — за это отвечает тренер и капитан. Наша задача — выкладываться на 100% на поле, а не переживать, выбирать, кем ты хочешь быть: защитником или нападающим.

— Интересная метафора накануне Чемпионата мира по футболу, из-за которого на апрель переносится Московский международный кинофестиваль. Какие-то еще крупные события будут смещаться по графику?

— Наверное, да, потому что предполагается большое количество туристов, дополнительные меры безопасности в этой связи. К тому же никто не захочет информационно находиться в тени чемпионата.

 

Источник — Министерство культуры Российской Федерации